понедельник, 12 ноября 2007 г.

Антикварная кукла

В выходные получила в подарок замечательную книгу "Иллюстрированная энциклопедия. Антиквариат" и там нашлась интересная статья про антикварных кукол. Слева на картинке "Фарфоровая голова куклы (неглазурованная) с характерным выражением лица, 1875 г." Вот эта статья...
"Веками куклы изготавливались из дерева или глины, иногда из того и другого одновременно. Долгое время куклы имитировали взрослых людей, только в XIX веке появились первые игрушечные младенцы. С ростом благосостояния увеличивался и спрос на куклы, и практически сразу повысились требования к качеству их использования. Кукол с негнущимися конечности потеснили модели, у которых вращались руки и голова. В XVIII веке производство кукол выходит на новый уровень. В некоторых странах гильдии составляют даже специальный перечень требований, которым должны соответствовать конечные изделия, дабы оградить ремесло от непрофессионалов. Нормы также касаются раскраски кукольных лиц и пошива кукольной одежды.
Известные кукольные мастера, не в силах выполнить все поставленные условия, зачастую подключают к работе всю семью. Особенно это было характерно для Германии XIX века.
В самом начале XVIII века куклам стали делать стеклянные глаза и натуральные волосы. Кроме того, значительно улучшилась форма рук, больше внимания стало уделяться росписи лица.
В начале XVIII века гильдия запрещала девочкам делать куклы из папье-маше. По мнению ее членов, работа с мокрой бумагой унижала женское достоинство. Головы из папье-маше делались до 1810 года – затем кукольные мастера, в частности немецкие, перешли на формовку. Рынок наводнили куклы, сделанные в Сонненберге, что привело к жестокой конкурентной борьбе между немецкими и французскими кукольниками. В результате последние в 1900 году создали собственную ассоциацию.
В XIX веке кукольники начинают использовать новые материалы. В частности, знаменитые лондонские мастера делают кукольные головы из глазурованного фарфора и воска.
В середине XIX века кукольные лица выглядят почти как живые – с бровями и ресницами, красными губами, стеклянными глазами и настоящими волосами. Головки из фарфора смотрятся менее естественно, их часто портит стандартная улыбка на лице. В XIX веке индивидуальный характер свойствен только редким экземплярам. "



Игрушечный комод для кукольного домика, ок. 1880 г.


Кукольный стул, 1909 г.


Кукла из папье-маше с восковым покрытием, ок. 1875 г.


Восковая кукла с натуральными волосами (подлинное состояние), ок. 1870 г.


11 комментариев:

  1. катюшка, очень интересно. спасибо.
    а я в каирском музее египтологии видела куколок из пирамид. там и куклы-дети были.
    интересно, что запрещали девочек из папье-маше делать.
    да,немца ,конечно, мастера кукол.у меня в детстве была немецкая кукла.очень красивая с фарфоровым лицом и руками-ногами,но с тряпочным телом. до сих пор помню ее и то радостное ощущение,когда я на нее смотрела. не играла, играть с ней было невозможно, она была ТАКАЯ , что раздеть или кормить ее рука не поднималась. а просто на нее смотрела и мечтала быть такой же красивой.
    собственно это единственная кукла ,которую я понмню. наши отечественные монстры как то в памяти не отложились.
    а еще мы с сергеем в зальцбурге зашли в частный музей-магазин игрушек. нам разрешили поднятся на второй этаж,в частные аппартаменты. там были личные куклы хозяйки. старинные. как я там ходила и как на все смотрела объяснять,наверное, не надо. я перестала дышать.

    ОтветитьУдалить
  2. вздыхаю... по всяким захаровским надобностям часто бываю в детских магазинах. бедные наши девочки... я не знаю, по-моему, со времен нашего детства так ничего и не изменилось. невероятно упрощенное детство. где красивая кукольная мебель? где у кукол красивая одежда, подробный гардеробчик? кружева-вышивка? зато у коллекционных кукол всё это есть и это радует. они дорогие, но их можно купить - вот в чем счастье. :) катюшка, спасибо за кукольную историю.

    ОтветитьУдалить
  3. Катя, болшое спасибо. Антикварная кукла - моя слабост, коллекцианирую их и материал об антикварних куклах.

    ОтветитьУдалить
  4. А я, честно признаюсь, скучаю по нашим советским куклам. Пускай они были простые в стандартной одежке, но других тогда я не знала. Тогда они были самыми лучшими и красивыми! Думаю, в совесткое время мало кто мог позволить своим детям антикварные игрушки, да мы такие не то что не видели, даже не слышали про такие. Зато сейчас в магазинах для девочек выбор большой, а выбрать нечего. :( Все китайское, штампованное. Я скучаю по своим советским куклам, особенно по одной. с ней играла еще моя мама. Куклу ей привезли очень давно из Германии. Хотя она не антикварная, а с обычным резиновым личиком. Да и антикварные куклы не для игры, они для любования, для красоты, для коолекционирования.

    ОтветитьУдалить
  5. Кать, книженция шикарная! Побалуешь еще? Так много интересного.

    ОтветитьУдалить
  6. "оградить ремесло от непрофессионалов"! и еще мне понравилось про привлечение всей семьи :))))))))))-очень занятная статья, Катюшка.

    ОтветитьУдалить
  7. Катюша, спасибо за интересную историю (а еще будут?)
    Я в детстве в куклы не играла, не нравились они мне, зверики ДА, но не куклы. И все же была одна кукла которую я хотела. У соседке по коммуналке, старенькой бабушки, бывшей примы оперного театра, стояла большая немецкая кукла с фарфоровым лицом, в кружевном белом платье, туфельки, сумочка, чепец-шапочка... такая же старая как и хозяйка. Я частенько забегала вечерами после д/садика к соседке и рассказывала ей истории, короткие про дела в садике и длииииные про куклу, в надежде что она мне ее даст в руки. Мне хотелось, нет, не играть, а просто потрогать, рассмотреть поближе. И когда уже просьба была готова слететь с губ, соседка доставала блюдо с выпечкой и пироженками (мы жили на Петровке и она каждый день ходила покупать эту вкуснятину в кондитерскую при гостинице "Будапешт") и отвлекала мое внимание от куклы. Потом бабушка умерла, приехали родственники и все забрали.

    ОтветитьУдалить
  8. Такая красотища!!! И все они такие упитанненькие)) Моя мечта в детстве была: кукла из конфеток (или хотя бы их леденцов), чтоб ей можно было и поиграть и поломать ручки-ножки, чтоб скушать их. Вот таким кровожадным ребенком я была)

    ОтветитьУдалить
  9. Книжка конечно интересная, но статьи в основном по мебели, ювелирным украшениям и прочему. Если найду что-нибудь интересненькое, то обязательно напишу.
    Кроважадный ребенок, теперь понятно, что тебе подарить на новый год. Слеплю куклу из леденцов с твоим личиком вот и грызи себя. :))))

    ОтветитьУдалить
  10. Дааааааа.... мой простенький комод из спичечных коробков -- результат современного темпа, когда делается всё из того что под рукой...а тут такая мебель!!!! деревянный комод, настоящий!!!! даа... тогда всё было настоящее...
    (задумалась...)

    ОтветитьУдалить
  11. Катюшка, на Новый год я хочу СЮРПРИЗ!)) Уж сделай мне его) А я тебе подарю просто ОЧАРОВАТЕЛЬНУЮ вещь) Уже придумала)

    ОтветитьУдалить