вторник, 14 апреля 2009 г.

Что есть Пасхальный заяц?

Последние недели две меня отчаянно беспокоил вопрос: «Что есть пасхальный заяц?» Пасха всегда ассоциировалась у меня с крашенными яйцами, а никак не с пасхальными зайцами. И почему зайцы? Они вроде яйца не несут. В общем, любопытство заставило искать информацию и как оказалось именно пасхальные зайцы, а не куры, заведуют пасхальными яйцами! :) Не верите? Читайте это пост дальше. :)
Пасха не может быть раньше весеннего равноденствия, то есть раньше 20 или 21 марта. Она бывает только в воскресенье, но каждый год разного числа.
Пасхальные яйца являются символом праздника, Согласно древним преданиям, мир возник из яйца, В яйце таиться сила возрождения.
Пасхальные обычаи: ходить в гости к родным и близким, выпускать на волю птиц из клеток, водить хороводы и качаться на качелях и конечно печь праздничный пирог – кулич. А вот ту маленькое дополнение от меня: С тех пор как я переехала жить в Россию в голове моей страшная путаница из-за этих пирогов. Дело в том, что здесь «куличем» называется пасхальный пирог из дрожжевого теста, а «пасхой» - из творога. В Крыму же все наоборот – на Пасху мы всегда пекли пасху, которая здесь называется «куличем». :)
Ну и о пасхальных зайцах: в некоторых европейских странах считают, что именно зайцы или дикие кролики прячут в траве ярко раскрашенные яйца. Эта версия появилась, потому что весной люди чаще всего видели у своих жилищ зайцев, те приближались в поисках пищи. Но не только зайцы и кролики приносят пасхальные яйца. До XVI века в Саксонии считали, что яйца приносят петухи, в Гессене думали, что это делают лисы, а в Швейцарии были уверены, что кукушки. По немецкой традиции пасхальный заяц на праздник оставляет в подарок хорошим детям гнездо с разноцветными яйцами. Дети сами делали заветное гнездо в тайном месте, часто из своих шляп. Корзинка, как символ, появилась позже. В США традиция была завезена немецкими иммигрантами в начале XVIII века, широкое распространение получила после Гражданской войны в США. Пасхальные зайцы, предназначенные для еды, изготавливаются из марципана или шоколада.
А в Австралии диких кроликов считаю напастью похуже крыс, поэтому там пасхальные яйца приносят бандикуты – сумчатые зверьки с большими ушками (фото).

Товарищи! Кто свято следует традициям Пасхи – немедленно шить ушастых зайцев или бандикутов! :))
(Фотографии и часть текста из Викепедии)

19 комментариев:

  1. Ыыыы :) Я у Кости на днях спрашиваю - "что для тебя бОльший символ Пасхи? Куры или зайцы?" Ну, никак не решу, чего бы такого пошить. А он мне - "ЯЙЦА!" :)) Блин, а я что-то яйца шить не хочу :-/

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, было интересно почитать :))

    ОтветитьУдалить
  3. Катя, спасибо за рассказ :) Интересно!

    ОтветитьУдалить
  4. Кстати, у нас на Дону тоже "пасхами" кличут как раз куличи :))) Или еще "пасочки" говорят. А из творога мало кто делает "пасху" :)

    ОтветитьУдалить
  5. Лан, это чисто мужской подход - мой тоже самое говорит! :))) Я вот думаю яйца пошить, но не могу им найти так сказать "практического применения", поэтому пока не шью.

    Вика, Оля :) Зайцев шьете? Или Яйца? :)

    Татьяна, значит не только в Крыму такое путаница, это меня утешает. А то мы с мужем каждый раз спорим. Я говорю, мол надо пасху сделать, а он: "не пасху, а кулич!" :)

    ОтветитьУдалить
  6. Это, наверное, на юге так все говорят :) А творожную я, кстати, и не ела никогда. Не распространено такое как-то...

    ОтветитьУдалить
  7. Катя, спасибо тебе за информацию. Я многое знала, но и что-то новое почерпнула. А насчет пасхи-кулича... Надо в общем, изготовить и то и другое, и пусть гости или домашние едят, что нравится и называют так, как нравится - вот и не будет никакой путаницы! :-))
    А петушки-курочки (символы праздника) как-то роднее, по-нашему!

    ОтветитьУдалить
  8. Selena, мне тоже курицы как-то ближе, может привычка детсва что ли. А в этом году наверное ни пасхи, ни кулича не будет - как-то насроение нет их делать. Потом ведь есть придеться, а фигура страдать будет :)))

    ОтветитьУдалить
  9. Мне курочка тоже ближе :)) А вот для детей Зайка мне кажется - просто прелесть! так пусть будет в доме побольше всякой доброй живности :))

    ОтветитьУдалить
  10. Вот бандикутов то еще ни разу и не шила :-))))
    А я каждый год пеку КУЛИЧ и делаю Пасху из творога .У меня даже есть заветная ,старинная пасочница - это такая сборная усеченная пирамида с выпуклым рисунком на боках (крест ,ХВ и т.д.)Маяты конечно с этим всем очень много ,но зато ЗАПАХ!

    ОтветитьУдалить
  11. Наташ, у меня муж скоро стонать будет от обилия мягкой живности. :)) Шить -то я люблю и каждый день рукодельем каким-нибудь занимаюсь, а куда все эти сокровища девать? :))

    Элен, я такую фотрму ни разу не видела, а только готовую пасху из нее. Так солидно смотриться. Ты печь надумаешь - фотографию своей вкусной красоты покажи плиз. :)

    ОтветитьУдалить
  12. Я еще могу и проверенными рецептами поделиться ,если захочешь печь.
    А печь я наверное буду уже в пятницу и буду тогда фотографировать весь процесс.
    А еще ,а еще ,если удастся купить свежую щуку нужного размера ,то я буду делать заливную фаршированную щуку.

    ОтветитьУдалить
  13. я тоже выросла на Украине и там всегда пекли именно "пасхи", а творожных вообще не делали :) дома мы так и называем их, а при народе - куличи, чтобы понятно было

    ОтветитьУдалить
  14. Лен, с одной стороны хочу испечь, с другой - угроза талии. :) А вообщем-то что мне мешает испечь пасху в любой другой день? Давай рецептик. :))
    Мира, наверное это дейсвительно национальное название. Теперь буду убеждать свекровь, что это не я слова путаю, а у нас так все говорят :)

    ОтветитьУдалить
  15. Кать, ну чего себе какой рассказ интересный получился!!! Пасиб тебе огромное!!! Теперь буду знать что к чему ;))))

    ОтветитьУдалить
  16. катя, спасибо за интересную статью!

    ОтветитьУдалить
  17. :-) Не, у нас в Ау шоколад тоже ждут от кроликов, но просто есть альтернативная идея сделать символом билби - маленький сумчатый, под угрозой исчезновения, так что решается еще и эта проблема - часть вырученных от шоколадок ввиде билби средств идет в фонд сохранения.

    ОтветитьУдалить
  18. :))))))))))
    4 Раза перечитала сообщение пока д оменя дошел смысл, а то не понятно что за Ау и билби, и где это "у нас". :))
    Информация в посте из интернета, из энциклопедий, так что "за что купила за тот и продаю". Может в разных местностях по разнаму как у нас с пасхой и куличем. :)А причем тут шоколад? Вроде ж на пасху главное яйца...

    ОтветитьУдалить